Остров с тремя кассами самообслуживания заработал в одном из «Бубль-Гумов» Владивостока в мае 2023 года. Новые кассы показали хороший результат: по прошествии трёх месяцев на острове пробиваются до 46% всех чеков магазина, снизилась нагрузка на кассиров, остров загружен на 50%. Ритейлер планирует установку еще в 10 магазинах сети.
«Бубль-Гум» — гипермаркеты товаров для детей из Владивостока
50 магазинов, интернет-магазин
27 городов
гео: Дальний Восток, новые точки в Центральной России, в Сибири и на Урале
сеть входит в топ-10 сетей России, торгующих детскими товарами (6-е место по количеству магазинов)
В программе лояльности сети зарегистрированы более миллиона покупателей.
50 магазинов
К установке в магазинах первых касс самообслуживания ритейлер шел не один год — тщательно прорабатывал концепцию, рассматривал различные варианты оборудования, рассчитывал экономическую эффективность нового процесса. Весной 2022 года компания CSI предложила ритейлеру свои кассы самообслуживания CSI K, провела аналитику магазинов, сделала экономический расчет, показавший окупаемость касс в 6-7 месяцев — и стартовал пилотный проект.
Касса самообслуживания CSI K
Основная цель — повысить пропускную способность кассовой линии, разгрузить кассиров в моменты пиков трафика в вечерние часы и праздники. В магазинах детских товаров подобные пики выражены более явно, чем, например, в продуктовых точках, где постоянная и большая проходимость.
В «Бубль-Гумах» в среднем 5-6 классических касс, и, если образуются очереди по 3-5 человек, — это уже вызывает негатив. Когда для дополнительных классических кассовых боксов места нет, на помощь приходят компактные КСО, принимающие на себя часть потока покупателей.
В пилотном магазине в ТРК «Калина Молл» убрали одну из 5 классических касс и поставили 3 кассы CSI K. Рекомендации по проектированию и оборудованию острова предложили аналитики CSI, как и советы по оформлению новой зоны.
Проектная команда со стороны «Бубль-Гума» тщательно проработала все аспекты будущего острова: оформление, которое будет видно на входе в магазин и из любой его точки, поясняющие объявления, расположение наклеек. На остров покупателей приглашают аудио-оповещения в магазине каждые 15 минут, а также заранее обученные по скриптам сотрудники, которые, в зависимости от размера корзины покупателя, предлагают ему не вставать в очередь, а сделать самостоятельную покупку на КСО, и при необходимости подсказывают. Сотрудник на острове также помогает покупателям снимать жесткие противокражные метки, для которых нужен специальный магнит.
Программа лояльности «Бубль-Гум» работает на КСО так же, как и на классических кассах.
Замеры основных показателей в течение первых месяцев, как и положительные отзывы покупателей, показали, что самообслуживание нашло свою аудиторию:
На острове регистрируется до 46% всех чеков магазина (в среднем 38%).
Покупка занимает в среднем 1 минуту 12 секунд, в средней корзине 3 товара.
Загрузка острова за 2 месяца выросла с 42% до 50%.
«Бубль-Гум», как и многие другие ритейлеры, использует акустомагнитные противокражные метки — для защиты дорогостоящих товаров: одежды и обуви. Чтобы эти наклейки не «пищали» на выходе, кассир проносит метку рядом со специальным деактиватором, который её «выжигает».
Для касс самообслуживания ритейлеру предложили вариант установить деактиватор в виде рамки вокруг сканера, чтобы, сканируя товар, покупатель деактивировал метку. Решение было принято в работу. На практике расстояния, на котором покупатели проносят товар при сканировании, зачастую оказывалось недостаточно, поэтому на первых порах «Бубль-Гум» установил дополнительный деактиватор по центру консоли (на фото - серый пластик по центру консоли), а в CSI проработали деактиватор с усиленной антенной.
Снизить вероятность ошибок при оплате и, тем более, краж на кассах самообслуживания, помогают дополнительные камеры.
Сверху на каждой КСО установлена камера CSI Neck: она снимает все, что происходит на кассе и передает изображение на регистратор.
На уровне кассовой системы также предусмотрены действия в некоторых ситуациях, характерных для детских магазинов. Например, ритейлер настроил вызов помощника при каждом добавлении в чек обуви. Это сделано, в том числе, чтобы избежать «разнопарки», когда родители составляют ребенку пару обуви из разных размеров. Сотрудник подходит и проверяет соответствие размеров в паре, а также самого товара и коробки.
Самообслуживание плотно вошло в нашу жизнь, но, насколько нам известно, для детских магазинов в России это первый опыт. Мы довольны показателями наших первых касс самообслуживания и будем продолжать тираж. Покупателям нравится. Нам тоже нравится — без привлечения дополнительных сотрудников мы повышаем пропускную способность магазина, сглаживая пики трафика. Безусловно, у магазина детских товаров есть специфика, мы её учитываем, адаптируем процессы на кассе и получаем нужный результат.