Самообслуживание — популярный формат предоставления сервисов и услуг. Мы используем его повсюду: от банкоматов и интернет-банков до приобретения авиа- и железнодорожных билетов, от оплаты парковочных мест до покупки кофе в автомате. В современных магазинах наравне с классическими кассами работают кассы самообслуживания, позволяя быстро оплатить покупки удобным способом без участия сотрудника магазина.
Федеральные и региональные ритейлеры уже несколько лет активно масштабируют системы самообслуживания. Такой формат работы с покупателем предлагают, например, «ЛЕНТА», PRISMA, Globus, «О’КЕЙ», «Самбери», «Быстроном» ,«ГИППО» и многие другие торговые сети.
Актуальность. К внедрению этого формата обслуживания торговые сети подталкивает проблема дефицита квалифицированных кассиров, а также изменение покупательского поведения: люди всё больше ценят своё время и не хотят стоять в очередях. А в настоящее время и покупатели, и кассиры вынуждены соблюдать меры предосторожности в связи с пандемией коронавируса Covid-19: по возможности не контактировать или хотя бы держать дистанцию с другими людьми. Решения для самообслуживания сейчас как никогда актуальны.
Плюсы для ритейлеров. Кассы самообслуживания удобны тем, что позволяют увеличить пропускную способность и при этом сократить количество кассиров на кассовой линии, доверив освободившемуся персоналу более важные задачи. Для небольших магазинов вместо 4—5 кассиров на классической линии достаточно 1—2 и 1 помощника на острове самообслуживания. Если магазин работает круглосуточно, в ночное время и вовсе достаточно 1 помощника без кассиров.
Возможности для покупателей. Самообслуживание — это большее число работающих касс, а значит возможность быстро оплатить товары и лучше контролировать процесс покупки по сравнению с классическим форматом. Всё чаще они отдают предпочтение магазинам у дома и даже там хотят видеть решения для самообслуживания, ведь с небольшой покупкой, вроде молока и хлеба, вдвойне неприятно стоять в очереди.
Рассчитываться на таких кассах психологически комфортнее: система подсказывает последовательность действий, а сканировать, оплачивать и упаковывать товары можно в своем темпе без гнёта очереди за спиной.
Однако даже при очевидном комфорте и современности, кассы самообслуживания не универсальны. Они идеальны для магазинов у дома и покупателей с небольшим количеством товаров, лучше не более 8-ми, ведь платить на таких кассах удобно, а сканировать и перекладывать товары с одной платформы на другую — не очень.
Для кого. Когда товаров у покупателя больше 8-ми, в дело вступает свежая, но уже полюбившаяся ритейлерам технология self-shopping. Для внедрения этой технологии магазинам нужны терминалы самостоятельного сканирования: стойка с ними обычно размещается у входа. Покупатель берет такой сканер, входя в торговый зал, а при выборе товаров сразу же сканирует и складывает их в сумку. На выходе его ждёт станция оплаты, где достаточно считать итоговый штрихкод и расплатиться.
Преимущества. Сегодня это самый популярный тренд в самообслуживании. Self-shopping делает процесс покупки максимально быстрым и удобным: покупатель касается товара всего один раз, когда берет его с полки, сканирует штрихкод и складывает в сумку. Кроме того, технология обеспечивает и максимальный контроль. Покупатель видит стоимость каждого товара и итоговую сумму еще до оплаты — это даёт возможность изменить состав покупок в любой момент, в том числе в сторону увеличения. Людям нравится и сам процесс: пока это непривычная технология, которой они с интересом пользуются.
Кто выбирает. Наша аналитика показала, что технологией self-shopping пользуются в основном покупатели с большим количеством товаров в чеке. Средний чек у них выше, на них эффективно действуют механики допродажи полезных им товаров. Поэтому для ритейлера self-shopping — это возможность работать с самыми платёжеспособными покупателями с широкой потребительской корзиной.
Эффективность для ритейлеров. Использование терминалов самостоятельного сканирования позволяет общаться с покупателем всё время, пока он находится в магазине: от 10 минут для магазинов у дома до 40 и больше — для гипермаркетов.
Подавляющее большинство программных решений, реализующих self-shopping, позволяет выводить текстовые сообщения, показывать рекламные ролики и другой контент по определённым триггерам. Например, если покупатель заходит в конкретный отдел, провёл в магазине больше определённого времени или взял товар, на который действует акция. Система позволяет взаимодействовать с покупателем в момент принятия решения, а не у кассовой линии, дома или где-то ещё.
Оплата. Для оплаты покупки могут быть использованы несколько вариантов: универсальные кассы самообслуживания или специальные станции оплаты.
Оплата в строго определенном месте несет сразу несколько плюсов — для магазина это процесс контроля покупателей, а для покупателя — возможность оплатить покупку как банковской картой, так и наличными. Ведь для последнего потребуются специальные устройства, которые примут деньги и выдадут сдачу.
Безопасность. Self-shopping позволяет увеличить пропускную способность до максимума даже в пиковые часы. И при этом, несмотря на большую самостоятельность покупателей, технология даёт и ритейлеру много возможностей для контроля процесса покупки и защиты от краж.
Современные программные решения контролируют поведение покупателя, ведут его в течение всего процесса покупки и могут автоматически отправить на выборочную проверку в зоне оплаты — в случае срабатывания определенных триггеров: например, при наличии дорогого или весового товара в чеке или при большом интервале между сканированиями.
По применённой при взятии терминала карте лояльности можно идентифицировать покупателя и наблюдать за ним онлайн, контролируя устройства в торговом зале. Кроме того, любого подозрительного человека можно проверить вне зависимости от результата автоматической аналитики. Специалист службы безопасности может просканировать последний товар из корзины покупателя, увидеть на своем сканере все покупки подозрительного покупателя и продолжить контроль.
Хотите узнать больше о решениях для самообслуживания или заказать расчёт эффективности — свяжитесь с нами.
Игорь Чечулин
Алексей Анкудинов
Директор по продуктам Set