Развитие программы лояльности входит в топ-3 антикризисных мер по исследованиям Retail Barometer. Ритейлеры ожидают, что это позволит удержать аудиторию в период нестабильности. Но для этого необходимо правильно ее запустить и правильно управлять ею. Разберем алгоритм запуска и развития программы лояльности в торговых сетях.
Первый шаг после принятия решения о запуске программы лояльности в торговой сети — регистрация покупателя в базе.
Это нужно, чтобы:
начать собирать персональную историю покупок каждого покупателя,
собрать анкетные данные, которые могут пригодиться в будущем (дата рождения, пол, имя, наличие детей, животных и т. п.),
собрать контактные данные (телефон, почта).
Ритейлеры реализуют первый шаг по-разному:
выдают/продают карту лояльности на кассе,
собирают анкетные данные на стойке информации,
регистрируют через онлайн-кабинет интернет-магазина или мобильного приложения,
регистрируют через специализированные приложения, например «Кошелек»,
регистрируют через специальные инструменты в ПО лояльности (например, онлайн-форма регистрации в Set Loyalty).
Как правило, ритейлеры собирают информацию о покупателях на протяжении всего цикла взаимодействия с ними. Поэтому нередко на первом этапе они просто выдают клиентам карты лояльности, а уже потом стимулируют их оставить о себе больше анкетных данных. Но контакты лучше все-таки получить как можно быстрее.
Современная программа лояльности в торговой сети невозможна без персонализированных предложений. Персональные акции, поздравления с днем рождения, информирование о новинках ассортимента, напоминание о сгорании бонусов — все это невозможно без персональной коммуникации с покупателем.
Обычно у покупателей спрашивают мобильный телефон и e-mail. Как правило, во время регистрации (на кассе, в онлайн-кабинете, в онлайн-форме Set Loyalty, на стойке регистрации) и тогда же берут согласие на отправку сообщений.
Иногда чтобы стимулировать покупателей оставлять контактные данные и согласие на отправку сообщений, ритейлеры запускают специальные акции. Например, начисляют по 25 бонусных баллов за каждое заполненное поле анкеты.
Чем больше вы знаете о своих клиентах, тем лучше. Чаще всего ритейлеры собирают ФИО, дату рождения, информацию о наличии детей, их количество, пол и даты рождения, наличии автомобиля и домашних животных.
Эту информацию можно использовать для персонализации акций (например, 1 сентября — тем, у кого несовершеннолетние дети; скидка на расходники для авто — автовладельцам; бонусы покупателям кормов для животных и т. п.) и коммуникации (обращение по имени в начале сообщений).
Стимулируйте покупателей оставлять о себе как можно больше информации.
Чтобы программа лояльности работала на удержание покупателей и повышение выручки, необходимо анализировать статистику, диагностировать проблемы и искать новые возможности. И точечно с помощью акций управлять поведением покупателей — по сегментам.
Следующие шаги — это цикл работы с программой лояльности. Первый этап цикла — диагностика. Необходимо оценить существующую статистику и наметить дальнейшие пути развития программы лояльности. В частности понять, на какой сегмент аудитории и как именно вы собираетесь влиять. Будут ли это покупатели одной категории товаров, определенного возраста или вся клиентская база.
В дальнейшем ритейлер анализирует полученные на этом этапе результаты и при необходимости корректирует вектор развития программы лояльности.
На этом этапе необходимо максимально конкретно поставить цель. Например:
усилить проникновение бонусной механики: 30% активной месячной аудитории к концу квартала должны хотя бы 1 раз в течение месяца оплатить покупку бонусными баллами;
увеличить средний чек покупателей из сегмента Х на 8% в следующем месяце по сравнению с текущим.
Также нужно подобрать механики лояльности, которые помогут добиться заявленных целей. Например, чтобы увеличить средний чек сегмента, стоит подбирать наборные акции («получите скидку 15% при покупке набора “Сыр + Колбаса”»), количественные акции («3 по цене 2»), акции на покупку родственных категорий (при покупке веганских хлебцев предложить скидку на покупку безлактозного молока) и т. п.
Для достижения результата мало завести правила расчета акции — нужно проинформировать покупателей об условиях. В случае с персонализированными акциями, рассчитанными на узкий сегмент аудитории, каналы коммуникации вроде плаката в магазине не подойдут. Нужно воздействовать прицельно. Вам помогут:
Массовые рассылки (выберите сегмент покупателей и отправьте сообщения в выбранные каналы: смс, e-mail, push, мессенджеры).
Триггерные рассылки (сообщение отправляется, когда система зарегистрировала какое-либо событие, и только тому покупателю, для которого оно зарегистрировано. Например, за 5 дней до дня рождения сообщение с поздравлением и выгодным предложением на период).
Каскадные рассылки (Set Loyalty пробует отправить сообщение покупателю в первый канал по приоритету, если не получается — во второй и так до последнего. Приоритет задаете вы. Как правило, пользователи Set Loyalty предпочитают выстраивать приоритеты от самого дешевого канала коммуникации к самому дорогому).
Анализируйте результаты коммуникации и запущенных акций, чтобы определить, достигнуты ли поставленные цели. И если нет, то почему.
Зафиксируйте настройки акции и ее результаты. Они понадобятся для подведения итогов после следующего шага.
Если по результатам предыдущего шага цель не достигнута, определите возможные изменения в вашем плане или настройках акций, которые помогут прийти к желаемому результату.
В правильных руках программа лояльности становится эффективным инструментом, который помогает ритейлеру удержать аудиторию в период нестабильности, а также создает стимулы к новым покупкам в магазинах сети. Чтобы достичь этих целей, не обойтись без программного обеспечения, которое поможет маркетологу ритейлера управлять базой покупателей, запускать персонализированные акции, коммуникации и анализировать результаты. Одним из таких инструментов является Set Loyalty.
Алексей Анкудинов
Директор по продуктам Set