В начале 2024 года мы писали о том, что осенью в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники» №54-ФЗ будут внесены изменения. Нововведения были приняты и вступят в силу 1 марта 2025 года. Кроме того, сейчас на стадии согласования находятся изменения в форматы фискальных документов (ФФД). Их примут ориентировочно до 1 февраля 2025 года.
Данная статья может дополняться, если добавится новая информация в процессе обсуждения и принятия поправок.
Подробно мы описывали их в предыдущей статье. Кратко напомним главное:
1. Ресурс «Мои чеки Онлайн», разработанный ФНС, можно будет официально использовать для отправки покупателю кассового чека наряду с SMS и электронной почтой.
Влияние на бизнес: Нововведение расширит возможности для взаимодействия с покупателями, снизит расходы на SMS-рассылки, упростит процесс получения фискальных данных. Однако информационным системам ритейлеров потребуется адаптация, чтобы чеки отправлялись корректно.
2. Заявления о регистрации ККТ, перерегистрации и снятии с регистрации можно будет подавать через портал Госуслуг или через функционал изготовителя ККТ.
Влияние на бизнес: Бюрократическая нагрузка на бизнес снизится, бумажные процедуры будут отнимать меньше времени, что ускорит работу с фискальными кассами. Но для быстрого перехода на новые механизмы подачи заявок потребуются доработки систем учета.
3. При первичной регистрации ККТ и при ее перерегистрации не нужно будет подавать подтверждающее заявление в налоговую. Но с одним условием: отчеты о действиях нужно отправлять в ОФД.
Влияние на бизнес: Сократится количество действий при регистрации касс — ускорится процесс ввода оборудования в эксплуатацию.
4. Срок получения карточки регистрации ККТ сократится с 10 дней до 5.
Влияние на бизнес: Регистрация кассовых аппаратов ускорится, что полезно при открытии новых точек или обновлении оборудования. Это обеспечит гибкость бизнес-процессов во время запуска сети или при изменениях в имеющихся процессах.
5. Новые модели фискальных накопителей должны будут проходить расширенный и полный цикл экспертизы по аналогии с экспертизой ККТ.
Влияние на бизнес: Фискальные накопители будут проверяться более тщательно, как и сами кассы, что повысит их надежность и сократит количество простоев касс из-за поломок фискальных накопителей.
При этом, вероятно, срок внедрения новых моделей кассовых аппаратов на рынке замедлится. Кроме того, нововведение может повлиять на стоимость фискальных накопителей на рынке, так как производители станут закладывать затраты на экспертизу в стоимость устройства. Ритейлерам придется учитывать эти обстоятельства при планировании закупок.
6. Сильно ужесточатся требования к организациям, вносящим фискальные накопители в реестр. Подробнее здесь.
Влияние на бизнес: Возможно, сократится список поставщиков фискальных накопителей, что может увеличить затраты на покупку оборудования.
7. Если производитель ККТ поменяет организационно-правовую форму или наименование, то можно будет быстро внести изменения в реестр без повторной экспертизы.
Влияние на бизнес: Ритейлеры смогут быстрее реагировать на изменения у поставщиков ККТ без долгих проверок и задержек.
8. Операторы фискальных данных смогут не предоставлять в ФНС лицензию на осуществление телематических услуг связи (выдает Роскомнадзор) для получения разрешения на обработку фискальных данных.
Влияние на бизнес: Взаимодействие с операторами фискальных данных станет быстрее и проще.
9. Оплата через Систему быстрых платежей (СБП) с помощью QR-кода станет одним из видов безналичного расчета — со всеми соответствующими требованиями, в том числе с выдачей фискального чека.
Влияние на бизнес: Законодательно урегулируется ситуация с массовым распространением СБП в ритейле. При этом компаниям потребуется обновить кассовое ПО и прошивки фискальных регистраторов, чтобы поддерживать новые требования к чекам при оплате через СБП.
10. Обновится пункт о случаях, когда расчет производится без контакта продавца и покупателя, — речь идет об интернет-продажах. Подробнее здесь.
Также в марте 2025 года в силу вступят следующие пункты:
11. Каждая единица ККТ должна будет содержать в своем корпусе только один фискальный накопитель. Корпус должен быть индивидуальным. Сейчас на рынке есть ККТ с несколькими ФН внутри — такие устройства станут вне закона и будут исключены из Реестра.
Влияние на бизнес: Для компаний, которые ранее использовали устройства с несколькими накопителями, увеличатся затраты при переходе на ККТ с одним фискальным накопителем.
12. ККТ будут снимать с регистрационного учета, если у налоговых органов не будет к ней доступа при проведении проверки. Повторная регистрация такой кассы станет возможна лишь после проверки. Это позволит государству усилить контроль за «потерянной» ККТ при проверках ФНС.
Влияние на бизнес: Ритейлеры должны будут следить не только за исправной работой касс, но и за тем, чтобы налоговые органы могли проверять оборудование. Недоступность ККТ для проверки может привести к простоям в работе кассовых аппаратов. Прятать аппараты от проверяющих более не имеет смысла.
13. Законодательно закрепится контроль фискализации безналичных платежей. Банки обязаны будут передавать в ФНС данные банковской транзакции. Технически данный пункт пока не реализован, вопрос реализации сейчас на стороне банков. По нашим данным, такой процесс активно начнет внедряться не ранее 2026-2027 годов.
Влияние на бизнес: Ритейлерам нужно будет учитывать, что налоговые органы начнут тщательно контролировать все безналичные платежи. В долгосрочной перспективе информационные системы бизнесов (кассовое ПО, ПО для банковских пин-падов, прошивки ККТ) могут потребовать адаптации для взаимодействия с новыми стандартами передачи данных от банков.
14. Конкретизируются требования установки ККТ строго по адресу и месту ее установки (кроме дистанционной торговли). Все расчеты на ККТ должны будут проводиться строго в присутствии покупателя. Исключение будет сделано для организаций общественного питания, при расчетах за наличные деньги с применением денежного ящика.
Влияние на бизнес: Это создаст ограничения для ритейлеров, работающих с кассами в разных точках или при передвижных продажах. Им придется адаптировать логистику и процессы на местах.
15. Можно будет применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов. Есть условие: такая техника должна быть соединена механическим способом именно с этим устройством для расчетов. Сейчас на рынке есть множество касс самообслуживания, где ККТ находится рядом с корпусом автоматического устройства. Такая конструкция дешевле и проще в обслуживании и эксплуатации.
Влияние на бизнес: Упростятся процессы использования касс самообслуживания, снизятся затраты на покупку более дорогого оборудования и обслуживание кассовых систем.
16. При оказании услуг общественного питания кассовый чек нужно будет выдавать покупателю до момента расчета (вместо квитанции) на бумажном носителе. Если клиент решит что-то заказать дополнительно, то нужно будет выдать еще один кассовый чек.
Влияние на бизнес: Процесс обслуживания клиентов может усложниться, так как при каждом изменении заказа нужно будет выдавать новый чек. Информационные системы придется адаптировать под более частую печать чеков.
17. Можно будет подавать заявки на регистрацию, перерегистрацию и снятие с учета ККТ в любой территориальный налоговый орган. Сейчас заявление подается по месту открытия обособленного подразделения или головного офиса или по месту прописки (для ИП).
Влияние на бизнес: Это облегчит работу ритейлерам, у которых есть несколько филиалов или точек в разных регионах, поскольку ускорится процесс регистрации касс.
Кроме того:
18. Индивидуальные предприниматели будут освобождены от обязанности применения ККТ при оказании услуг в сфере образования и физической культуры.
Влияние на бизнес: Вести бизнес в этих сферах станет проще.
19. ККТ больше не будет применяться Банком России (ранее использовалась в банкоматах при оплате услуг и в отделениях банков при оплате консульских сборов).
Влияние на бизнес: Для ритейлеров это не повлияет на процессы, но может изменить взаимодействие с банками в вопросах выдачи наличных или совершения транзакций.
20. Нужно будет обязательно применять ККТ на всех рынках, контролировать это должна будет администрация.
Влияние на бизнес: Малому бизнесу и рыночным ритейлерам потребуется внедрять кассы, что может увеличить финансовую нагрузку.
21. Уточнены параметры QR-кода с данными кассового чека и алгоритм его считывания на устройствах вендинга и в транспорте. Код должен будет иметь размер не менее 40х40 мм и контрастность 250:1. Если у дисплея есть с подсветка, яркость экрана должна быть не менее 250 кд/м2. QR-код должен отображаться на дисплее до момента следующего расчета, либо в течение не менее 40 секунд.
Влияние на бизнес: Вендинговые компании и транспортные операторы должны будут модернизировать свои устройства для отображения и считывания QR-кодов с новыми требованиями.
22. Нужно будет обязательно применять ККТ при приеме стеклотары, металлов, драгоценных металлов и камней.
Влияние на бизнес: Компаниям, принимающим вторсырье и драгоценные металлы, потребуется внедрить кассы, если они их ранее не использовали. Например, это коснется некоторых ювелирных ритейлеров и ломбардов.
23. Предлагаются новые требования к шрифтам в чеках — минимально возможные параметры по высоте букв, межстрочному расстоянию и контрастности текста. Подробнее разбирали их здесь.
Влияние на бизнес: В последние годы ритейлеры стараются экономить чековую ленту, оптимизируя печать. После принятия этого пункта им нужно будет менять очень мелкие чеки на более читаемые.
24. В ФФД предлагается добавить два новых тега:
Тег 1119 — «ставка НДС». Он также получает четыре новых значения: 5%, 7%, 5/105 и 7/107.
Тег 1120 — «сумма НДС».
Это дополнение было предложено, поскольку согласно Федеральному закону от 12.07.2024 N 176-ФЗ, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), становятся плательщиками НДС при условии превышения годового дохода в 60 млн рублей.
Влияние на бизнес: Компании на УСН, превысившие годовой доход в 60 млн рублей, должны будут учитывать НДС в чеках. Им потребуется обновление кассового ПО для обработки новых налоговых параметров.
20. Для маркированных товаров предлагаются два новых тега:
Тег 1125 — «признак расчета в сети Интернет». Включается в состав уведомления о реализации маркированного товара в случае, если расчет за маркированные товары, производился в безналичном порядке через интернет.
Влияние на бизнес: Ритейлерам нужно будет обновить кассовое ПО для корректной фискализации маркированных товаров, особенно при онлайн-продажах.
Новость
Новость
Новость
Статья
Статья
Статья
Алексей Анкудинов
Директор по продуктам Set