Бизнесмены Москвы негативно отреагировали на новость о введении обязательного торгового сбора. Напомним, что с июля 2015 года столичным предпринимателям, чья деятельность связана с розничной торговлей, придется платить в казну определенный нефиксированный торговый сбор.
Размер нового отчисления зависит от трёх факторов: размера торговой площади (при ее наличии), сферы деятельности и территории, на которой фактически располагается торговое предприятие.
Максим Геннадьевич Решетников, известный политический деятель, глава департамента экономической политики и развития города Москвы, уверенно заявляет, что добросовестные плательщики налогов изменений в материальных тратах не ощутят. Дело в том, что сумма торгового сбора включается в обязательный ежеквартальный налог по принципу разделения.
Так, при размере налога на прибыль в 100 рублей и сумме торгового сбора — 10 рублей, плательщик будет перечислять всего 100 рублей на налоги, а уже из этой сотни 10 рублей торгового сбора будут перечисляться в казну города.
Согласно действующим требованиям к налогоплательщикам-предпринимателям, встать на учёт по уплате торгового сбора они должны самостоятельно в срок до 5 дней. Подача заявления, заполненного согласно образцу, осуществляется в налоговое ведомство по месту расположения торгового предприятия. Допускается подача единого заявления по всем торговым точкам, находящимся в собственности предпринимателя.
Индивидуальные предприниматели уменьшают НДФЛ на сумму торгового отчисления, компании – суммарный налог на прибыль, частным предпринимателям, работающим по «упрощёнке» также доступно уменьшение налога на сумму торгового сбора.
Без уведомления уполномоченного налогового органа осуществлять торговую деятельность в столице строго запрещено. С 1 июля это приравнивается к работе без постановки на учёт, и предприниматель рискует попасть под штрафные санкции.
Лимит штрафа на момент вступления закона в силу составляет 10% от дохода предпринимателя за время деятельности без уведомления налоговой службы и постановки на учет для оплаты торгового сбора, но не меньше 40 тысяч рублей. Также без подачи уведомления своевременно теряется возможность снизить налоговую ставку на размер торгового сбора.
В законодательных актах указано, что торговый сбор — это нефиксированная изменяемая платежная ставка, определяемая на срок от одного календарного года, уплата которой обязательна для всех владельцев торговых предприятий. Впервые понятие торгового сбора встречается в законе № 382-ФЗ от 29 ноября 2014 года.
«Нововведение в системе налогообложения частных предпринимателей в большей степени принято для легализации торговой отрасли в главном городе страны», — отмечает Решетников. Он же считает, что неудобства от дополнительного начисления торгового сбора ощутят не более 10% предпринимателей, работающих в столице. Именно такое количество ЧП по разным причинам утаивает свои доходы и игнорирует обязательную уплату налоговых сборов с торговой деятельности.
Предельным лимитом начислений сбора, введенного с 1 июля, считается расчётная налоговая ставка по патенту в муниципальном образовании. Связан такой подход с введенной ранее патентной системой поквартального действия и соответственной ей структуре начисления налогов на прибыль торгового предприятия.
Торговым предприятиям, работающим на стационарных площадках с торговыми территориями (залами), чья площадь меньше пятидесяти квадратных метров суммарно, торговый сбор вычисляется по формуле: патентный налог, деленный на пятьдесят.
Если площадь торгового зала магазина больше пятидесяти метров, то схема расчета торгового сбора несколько меняется. Подсчет площади проводится на основе норм, описанных в законодательстве муниципального образования, после чего считается суммарный размер торгового сбора на базе данных представленной внизу статьи страницы.
А именно начисления на каждый квадратный метр свыше пятидесяти торговый сбор будут ниже, чем на минимальный объем торгового зала (50 кв. м). Рассчитанная в соответствии с таблицей сумма сбора не может быть больше, чем суммарный налог по открытому патенту.
У предпринимателей, занимающихся организацией рыночных торговых площадок, своя схема вычисления торгового сбора. Предполагается, что ограничением на сумму оплаты каждого квадратного метра площади, независимо от общего размера рынка, является отметка в 50 рублей. В обязательном порядке сумма сбора подлежит индексации раз в экономический год.
Согласно описанию статьи 415 Налогового Кодекса России, размер сбора устанавливается и изменяется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми руководством городов федерального назначения, в национальной валюте за квартал отдельно на каждый объект торговли или метраж площади торгового зала предприятия.
Важно отметить, что в рамках отдельного муниципального образования (города федерального значения) законодательными органами допускается введение дифференцированных ставок торгового сбора, размер которых варьируется на основе следующих воздействующих факторов:
Допускается предел неограниченного понижения ставки торгового сбора, вплоть до нулевой отметки, его устанавливает уполномоченный орган города федерального значения.
Срок уплаты торгового сбора определён 25-м числом календарного месяца, идущего следом за отчетным периодом (кварталом).
Для понимания того, как будет распределяться сумма ежемесячного налога у предпринимателей, работающих в сфере торговли, рассмотрим следующий простой пример. Допустим, сумма налога на прибыль в текущем отчетном периоде — 1000 рублей, сумма торгового сбора — 100 рублей.
В этом случае общая сумма налоговой выплаты не изменится и будет составлять всё ту же 1000 р., из которых 900 рублей будет перечисляться в счёт налога на прибыль, а 100 рублей – в счёт сбора.
С момента вступления закона в действие, отчислять с ежеквартальной налоговой ставки торговый сбор обяжут предпринимателей и частных лиц, оформивших ИП, зарегистрированных в округах столицы и имеющих патент на осуществление следующих типовых видов деятельности, связанных с торговлей:
В то время как в Севастополе и Санкт-Петербурге введение торгового сбора запланировано на 2016 год, столичные бизнесмены испытают практику на себе во второй половине 2015 года. Информация о способах расчёта суммы сбора, а также о дате введения и ответственностях была опубликована в открытых источниках за несколько месяцев до официального вступления в силу.
Пункты, описанные в статье 411 Налогового Кодекса, освобождают от уплаты торгового сбора ИП, работающих на основе уплаты налогов по патенту на выбранный вид деятельности, а также по единой схеме хозяйственного налогообложения.
Согласно налоговому законодательству в федеральном городе Москве, определено сразу несколько отдельных категорий торговых предприятий, претендующих на освобождение от сбора. Такому освобождению подлежат торговые объекты, выбранные предпринимателями для ведения торговли:
Дополнительно в рамках законодательства, регламентирующего отчисления торгового сбора по столичным округам, освобождение от сбора коснется следующих видов бизнеса:
В столице, являющейся городом федерального значения, торговый сбор определяется следующими типовыми показателями: площадью, местом размещения объекта торговли и видом осуществляемой предпринимателем торговой деятельности.
Вид торговой деятельности | Размер торгового сбора (руб. за квартал) |
По типу розничной точки. Торговля в стационарных (не включая автомобильные заправки) и нестационарных розничных точках (кроме разносной и развозной торговли) в (во): | |
1. всех без исключения районах города, относящихся к Центральному административному округу; | 81 тыс. |
2. районах и поселениях, относящихся территориально и фактически расположенных в: 2.1. Северном районе Северо-Восточного административного округа; 2.2. Зеленоградском, Новомосковском и Троицком районах; 2.3. Некрасовке; 2.4. Восточном, Косино-Ухтомском районах и Новокосино (Восточный АО); 2.5. Молжаниновском районе Северного округа; 2.6. Северном и Южном Бутово (ЮЗАО); 2.7. Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО); 2.8. районах Митино и Куркино (СЗАО). | 28,35 тыс. |
3. всех территориальных единиц столичных округов, за исключением перечисленных выше: Молжаниновского (САО); Восточного, Новокосино, Косино-Ухтомского (ВАО); Северного (СВАО); Некрасовки (ЮВАО); Ново-Переделкино, Солнцево, Внуково (ЗАО); Северного и Южного Бутово (ЮЗАО); Митина, Куркина (СЗАО). | 40,5 тыс. |
Стационарные объекты с торговыми залами более 50 кв. м (за каждый квадратный метр площади): | |
1. всех без исключения районах города, относящихся к Центральному административному округу; | 1,2 тыс. за 1 кв. м площади торгового зала в пределах 50 кв. м (включительно) + 50 р. за каждый дополнительный кв. м площади свыше лимита |
2. районах и поселениях, относящихся территориально и фактически расположенных в: 2.1. Северном районе Северо-Восточного административного округа; 2.2. Зеленоградском, Новомосковском и Троицком районах; 2.3. Некрасовке; 2.4. Восточном, Косино-Ухтомском районах и Новокосино (Восточный АО); 2.5. Молжаниновском районе Северного округа; 2.6. Северном и Южном Бутово (ЮЗАО); 2.7. Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО); 2.8. районах Митино и Куркино (СЗАО). | 0,42 тыс. за 1 кв. м площади торгового зала в пределах 50 кв. м (включительно)+ 50 р. за каждый дополнительный кв. м площади свыше лимита |
3. всех территориальных единиц столичных округов, за исключением перечисленных выше: Молжаниновского (САО); Восточного, Новокосино, Косино-Ухтомского (ВАО); Северного (СВАО); Некрасовки (ЮВАО); Ново-Переделкино, Солнцево, Внуково (ЗАО); Северного и Южного Бутово (ЮЗАО); Митина, Куркина (СЗАО). | 0,6 тыс. за 1 кв. м площади торгового зала в пределах 50 кв. м (включительно)+ 50 р. за каждый дополнительный кв. м площади свыше лимита |
Площадь торгового зала не превышает 50 квадратных метров, а располагается торговое предприятие в: | |
1. одном из районов, относящихся к Центральному административному округу столицы; | 60 тыс. |
2. районах и поселениях, относящихся территориально и фактически расположенных в: 2.1. Северном районе Северо-Восточного административного округа; 2.2. Зеленоградском, Новомосковском и Троицком районах; 2.3. Некрасовке; 2.4. Восточном, Косино-Ухтомском районах и Новокосино (Восточный АО); 2.5. Молжаниновском районе Северного округа; 2.6. Северном и Южном Бутово (ЮЗАО); 2.7. Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО); 2.8. районах Митино и Куркино (СЗАО). | 21 тыс. |
3. всех территориальных единиц столичных округов, за исключением перечисленных выше: Молжаниновского (САО); Восточного, Новокосино, Косино-Ухтомского (ВАО); Северного (СВАО); Некрасовки (ЮВАО); Ново-Переделкино, Солнцево, Внуково (ЗАО); Северного и Южного Бутово (ЮЗАО); Митина, Куркина (СЗАО) | 30 тыс. |
Из расчёта на 1 кв. м площади типового розничного рынка, независимо от того, где он располагается. Организация розничных рыночных площадок. | 0,05 тыс. |
Развозная и разносная розничная торговая деятельность. | 40,5 тыс. |
Активисты общества «Опора России» не поддерживают Решетникова. Эксперты и аналитики предрекают, что с изменениями в системе налоговых отчислений закрыться придётся 15 тысячам торговым точкам в различных округах столицы. А это чревато страшными последствиями для работников, почти сто тысяч которых рискуют остаться без работы.
Всего пострадать от торгового сбора, считают эксперты в экономических вопросах, могут более 130 тысяч бизнесменов.
Интересно, что «Опора России» не только винит правительство Москвы в излишнем введении сбора, но и стремится добиться моратория на вступление закона в силу. С апреля текущего года полным ходом ведется сбор подписей, коих планируется собрать не менее 100 тысяч, среди предпринимателей столичных округов, протестующих против торгового сбора.
Эдуард Сайфуллин
Алексей Анкудинов
Директор по продуктам Set