Круглосуточная линия: 8 800 333-22-51 +7(812) 331-22-55

Как выбрать место и формат магазина

Мы продолжаем цикл публикаций про выбор места и формата для розничного магазина. В прошлой публикации мы раскрыли понятие силы притяжения магазина и рассказали, что заставляет покупателей приехать к вам в магазин из другого района или даже города.

Создатель торговой сети «Уолмарт» Сэм Уолтон придавал большое значение анализу территорий, на которых он собирался открывать новые магазины. Благодаря этому предприниматель смог влиться в волну развития целых городов, что позволило делать прогнозы на перспективу. И львиная доля прогнозов оправдалась, превратив небольшую сеть Сэма Уолтона в торговую империю с многомиллионными оборотами.

Эта ситуация ещё раз доказывает важность аналитического подхода к выбору места расположения торговой точки. При этом предприниматели не всегда пользуются этой методикой. Зачастую причиной тому является отсутствие квалифицированных специалистов и страх, что оплата труда аналитиков не окупится.

Тем более, что в деле анализа рискованно в полной мере опираться на теоретические данные, будь то данные социологических опросов или другие статистические показатели. Исключением в данном варианте является анализ зоны размещения магазина.

Порядок анализа территории

место для магазина

ОПРЕДЕЛИТЕ СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЙОНА

Оцените, насколько развита дорожная карта, какие особенности ландшафта или местные достопримечательности могут привлечь покупателей в торговую точку. Удобно ли добираться до предполагаемого места размещения магазина? Помимо текущего состояния важно и то, как местность будет развиваться. Возможно, запланировано расширение проезжей части, открытие новых транспортных маршрутов, застройка квартала новыми домами и т. п. Всё это напрямую влияет на торговую инфраструктуру.

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ТОВАРЫ БУДУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРОСОМ

Определить, какие магазины не потеряют своей актуальности со временем, довольно просто. В новых кварталах долго пользуются популярностью строительные и хозяйственные магазины. Но учитывайте, что через несколько лет стройматериалы станут менее востребованными. Подготовьтесь к этому и подумайте, чем бы заместить ассортимент.

На спрос сильно влияет экономическая ситуация. О том, какие товары пользуются спросом в период кризиса вы узнаете из нашей публикации "Что продавать в кризис".

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА

локальный рынок

Работа в этом направлении делится на несколько этапов:

  • Сбор информации о возможностях и предпочтениях покупателей района;
  • Поиск границ локального рынка и их исследование;
  • Выявление типа и уровня влияния соседних магазинов, которые способны оттягивать часть целевой аудитории.

На основе собранной информации разбейте район на отдельные участки и выберите наиболее подходящие из них для расположения магазина.

Работа с картой местности и инфраструктурой:

  • Выделение основных объектов и центров территории.
  • Анализ человеческого потока и транспортной развязки, в том числе с учетом расположения конкурентных торговых предприятий.
  • Оценка распределения внимания целевой аудитории между торговыми точками на местности.
  • Создание карты-схемы торговых предприятий района, а также выделенных под застройку площадок.

Продвижение магазина

СОЗДАЙТЕ УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Чтобы ваш магазин привлекал покупателей, он должен выгодно отличаться от конкурентов. Вы можете сформировать уникальное торговое предложение — предоставить товары, которых нет у конкурентов, или поработать над конкурентными преимуществами, например, снизить цены или сформировать удобный график работы вашего магазина.

РЕКЛАМА

Чем больше жителей района узнает об открытии вашего магазина, тем больше покупателей к вам придёт. Поэтому рекламой магазина стоит заняться еще на ранних порах. Подумайте о том, какая реклама будет максимально эффективной для выбранного места расположения и товаров, которые вы планируете продавать. Обязательно подстройте рекламные кампании под особенности территории, привычки целевых покупателей и прочие факторы.

Критерии оценки района

критерии оценки

Район расположения может значительно сказаться на экономической целесообразности торгового предприятия. В различных районах одна товарная группа будет раскупаться с разной скоростью. Перед выбором района проверьте его согласно следующим критериям:

Особенности территории: общая площадь, форма, плотность заселения. Такая информация доступна в открытых источников;

Тип района: деловой центр, торговая зона, спальная «периферия», промышленная зона или пригород;

Тенденции последующего развития: будет ли район разрастаться, увеличится ли покупательская способность, или наоборот, есть риск снижения темпов развития района, что может стать толчком к снижению уровня внимания к торговой точке.

Население: количественные и типовые показатели. Делите население на группы по возрастным признакам, типу занятости, уровню среднего достатка. Для деловых центров удобнее анализировать предприятия, расположенные в офисах. Обратите внимание на уровень заработных плат местных клерков, оцените перспективы развития и роста их компаний.

население

Транспорт: состояние дорог и магистралей, загруженность, пиковые часы (пробки), состав транспортных потоков в районе. Обязательно включите в исследование информацию об общественном транспорте, а именно маршруты, временные интервалы движения, остановки. Магазин среднего размера, расположенный по пути в торговый комплекс, со схожей группой товаров и ценами способен забрать до 30% целевых покупателей крупного торгового предприятия. Отмечайте все данные на карте или в форме диаграммы.

Пешеходы: пешеходные потоки делятся на типы по составу потока (местные жители, работники близлежащих предприятий, туристы и т. п.), фиксируйте повременную активность потоков, их интенсивность. Нельзя упускать сезонность потоков, в том числе при ориентации на несезонные товарные группы. Данные наносите на карту или собирайте в диаграмму для последующего использования.

Уровень конкуренции: считается с учетом продавцов смежных групп товаров.

Развитие торговли: в этом пункте важно учесть соотношение спроса и имеющегося в районе предложения по товарным группам, а также не упустить строящиеся и готовящиеся к открытию торговые точки. Особенное внимание нужно уделять магазинам, ориентированным на вашу целевую аудиторию, так как на любом этапе развития они могут сделать ставку на расширение числа товарных групп и выиграть за счет постоянных покупателей.

Условия и возможности по поставкам товарных групп: должны быть организованы удобные подъезды для грузового транспорта, обязательно учтите и экономическую выгодность поставок. Случается, что доставка обходится излишне дорого и приходится поднимать розничные цены.

Рабочая сила: показатель наличия достаточного количества потенциальных сотрудников для привлечения их на работу в торговую точку.

С информацией для некоторых пунктов могут возникнуть проблемы. Например, не так просто точно определить средний уровень достатка населения района. Но в этом случае приблизительные данные не сильно скажутся на формировании общей картины местности.

Характеристики территории

территория

Чтобы проанализировать территорию, нужно обзавестись актуальной картой, информацией по заселенности территории, а также набором фотографий местности с воздуха. Не лишним будет получить и дневные, и ночные снимки.

Снимки местности с воздуха в разное время суток являются хорошим индикатором экологической ситуации, а ночные фото укажут на проблемы с освещением и необходимость затрат на дополнительные световые акценты. Кроме того, по фото определяется высотность застроек и плотность их размещения, что очень важно для формирования точной характеристики местности.

Сильная плотность застройки зданиями средней и большой этажности говорит о высокой покупательской способности, тогда как розничная торговля в зоне малоэтажной плотной застройки может столкнуться с массой проблем, в том числе по привлечению покупателей.

В любом случае, далеко не всегда географический центр района совпадает с центром проходимости. Не всегда географический центр это место, куда люди приходят тратить деньги. В границах одного локального рынка точки, где покупатели проще расстаются с деньгами, нередко сильно смещены относительно географического центрирования.

место скопления людей

Информация по населению, его размещению, плотности и покупательской способности важна, так как эти факторы могут смещать «треугольник центров» (географического, населения и денежного). Рост среднего благосостояния семей указывает на положительные тенденции в прибыльности близлежащих торговых предприятий.

На привязанность среднего жителя к определенной торговой точке влияет и увеличение численности его семьи. В то же время перенаселенность – негативное для зональной торговли явление, указывающее на обеднение жителей отдельной местности.

Сокращение населения, в свою очередь, может одинаково указывать как на рост благосостояния средней семьи, что приводит к росту спроса на дорогие группы товаров, так и на уменьшение привлекательности района для жизни, вызванное ухудшением экологической обстановки, обветшанием жилья и прочими факторами.

Тип района

магазин на районе

Распространенная ошибка бизнесменов – ориентир в выборе района на публикации в СМИ и рекламных проспектах. Информация в публикациях в 80% случаев расходится с реальностью.

Выявляйте особенности местности по следующим критериям:

  • Экологическая ситуация – чем грязнее воздух и почва, тем меньше вероятность высокой покупательской способности местных жителей;
  • Географическое расположение – большинство элитных районов размещается в верховьях рек на возвышенностях, что гарантирует лучшее состояние воздуха и почв;
  • Инфраструктура – места с развитой инфраструктурой, шумные, густонаселенные, с частными транспортными проблемами едва ли можно назвать точками, куда стремятся обеспеченные жители городов.

В советские времена промышленные зоны выносили за черту города, а сейчас, когда города заметно разрослись, многие предприятия оказались приближены к географическому центру. Такие перемены промышленности не на руку, зато воспользоваться «переездами» заводов всегда могут предприниматели. В Европе есть немало примеров успешного переоборудования промышленных помещений в зоны отдыха.

советский магазин

Возьмите на заметку опыт западных коллег, если есть подходящая площадь в месте, выгодном с точки зрения окупаемости размещения. На месте предприятия, вскоре переносимого за черту города, почти всегда планируют построить торгово-развлекательный комплекс.

Не меньшим успехом пользуются и магазины, открытые в бывших складских помещениях. Они обычно располагаются вблизи станций метро крупных городов, а значит, проходимость там довольно высокая. С правильным выявлением интересов аудитории можно создать прибыльную торговую точку.

А вот географические центры за последние годы актуальность, как зоны торговли, теряют. Даже московский ГУМ и ряд его аналогов в мегаполисах вынуждены были сместить вектор развития и заменить группы товаров. Ибо основной расчет теперь делается на туристов и горожан, гуляющих по старому центру. Приезжать на машине за покупками в центр и стоять по несколько часов в пробке никто из жителей столицы не захочет.

Какой формат магазина выбрать

формат магазина

МИНИ-МАРКЕТ ИЛИ БУТИК

Когда площадей под застройку и открытие торговых точек в районе откровенно мало и все они небольшие, есть смысл осваивать их под мини-маркеты или бутики. В первом варианте целесообразнее выбирать места в середине жилых кварталов, тогда как второй вариант лучше сработает при размещении в центре города.

Вышеописанная стратегия уместна при небольшом количестве миниатюрных площадей, но важно учесть действия соседних торговых точек и не упустить из виду конкурентов. Иначе есть риск впустую вложиться в привлечение покупателя, а инвестиции так и не вернуть.

ПАВИЛЬОН ИЛИ «МАГАЗИН У ДОМА»

Маленькие торговые зоны (ларьки, киоски) хорошо забирать под павильонную торговлю, либо, в зависимости от расположения, под магазины «у дома». Второй способ лучше работает в кварталах высотных домов, тогда как павильонная торговля более актуальна на выезде из квартальных зон.

МАГАЗИН С ТОВАРАМИ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

В густонаселённых кварталах такие торговые точки окупаются очень быстро, если точно выбрать группы товаров. Есть смысл пробовать монополизировать торговлю повседневного спроса. Хорошо себя показывают и небольшие сети продовольственных магазинов, мини-магазины непродовольственных товаров, бытовой химии и пр.

ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Практически идеальный вариант – ТРК сами себя рекламируют, в них много больших площадей под торговлю. Как правило, такие участки «рождаются» в местах, откуда съезжают промышленные предприятия.

Сложность размещения в такой зоне заключается в смене состава населения, ибо закрытие и переезд крупных предприятий влечет и отток работоспособной, а вместе с тем и платежеспособной части жителей. Облагороженная территория с развлекательными зонами для всех возрастов, а также широкий ассортимент товаров повседневного спроса обязательно привлекут целевых покупателей.

Юрий Мещеряков

Поделиться:

Подпишитесь на наши новости