Ни для кого не секрет, что эффективность работы магазина и его прибыль во многом зависят от качества работы персонала. Для того, чтобы поддерживать сервис на должном уровне, зачастую необходимо стимулировать и мотивировать своих сотрудников.
Несмотря на то, что эти два понятия схожи, между ними существуют важные отличия.
Чтобы поощрение персонала повысило уровень сервиса (следовательно, прибыль магазина), руководителю необходимо хорошо разбираться в этих определениях и чувствовать их разницу.
Говоря о мотивации персонала, мы имеем ввиду внутреннее желание человека работать качественно и чувствовать заинтересованность в отличном результате своего труда. Существует много определений этого понятия, мы предлагаем остановиться на следующем:
Мотивация — это осознанное стремление человека к действию, направленному на достижение каких-либо задач. Это действие принимается в данном случае как необходимое.
Проще говоря, мотивированный персонал воспринимает поставленные задачи как свои личные. Ему важно чувствовать положительную динамику, поэтому он выполняет работу с энтузиазмом.
На каждого человека действуют внутренние и внешние факторы мотивации. Среди внутренних факторов следует выделить самоутверждение, любопытство и самореализацию. К внешним факторам можно отнести одобрение и поощрение от коллег, друзей и руководителя. Все внешние воздействия так же проходят через внутреннюю призму восприятия человека.
Как это работает? Каждый сотрудник смотрит на ту или иную задачу исключительно с позиции удовлетворения своих личных потребностей и задается вопросом — выгодно ли это лично ему?
Мотивация персонала довольно сложный процесс, и управлять им даже в небольшом коллективе достаточно не просто. Поэтому многие руководители предпочитают мотивацию стимулированию и далеко не всегда остаются в выигрыше.
Любое внешнее воздействие на человека с целью получить от него выдающиеся результаты есть стимулирование. Интересный факт: слово «стимул» произошло от латинского «stimulus» — так называлась палка, которой погоняли ослов.
Стимулирование следует рассматривать как дополнительный инструмент в управлении персоналом, однако, на практике он становится основным, а порой и единственным методом воздействия. Наиболее распространенными примерами стимулирования являются всевозможные премии, надбавки и бонусы.
Как правило, предприниматели отстраняются от рабочего процесса, желая видеть только результат. Представьте картину — вы приходите в свой магазин, надеваете рабочую форму и выходите в торговый зал под изумлёнными взглядами подчинённых. Пока они ловят челюсти от удивления, вы любезно обслуживаете посетителей, помогаете выбрать товары, в общем, показываете пример вежливого продавца, к которому покупатели придут снова и снова. Так вы вдохновите сотрудников работать качественнее. Вот это вовлечение. Вот это мотивация. Пройдёт время, и вы увидите, что благодаря классному сервису, выросла выручка магазина.
Ключевые составляющие хорошего сервиса и приёмы для увеличения прибыли мы уже разбирали в этой статье.
Теперь представьте, что всё это будет выполнять самая мотивированная команда. Неплохая перспектива, правда?
Чаще всего стимулирование не эффективно из-за «непопадания»
Конечно, люди рады даже самой незначительной надбавке, но нередко признание оказывается куда более важным стимулом. Похвала и особый статус чаще более привлекательны для сотрудника, неслучайно Наполеон Бонапарт, гениальный управленец, назначил маршалами 26 своих генералов, обратите на это внимание.
К хорошему привыкают быстро, а к денежному стимулированию ещё быстрее
В российских компаниях таких примеров множество. Со временем сотрудники привыкают к надбавке, и бонусы не имеют для них былой ценности, КПД стремительно падает к нулю.
Несправедливость в оценке
Третья причина неэффективности стимулирования — управленец не измеряет труд сотрудников. В этом случае руководитель часто слышит недовольства вроде: «Почти всю работу сделал я один, но премия у всех почему-то одинаковая».
Стимулирование не подкрепляется мотивацией
К сожалению, часто у сотрудника попросту отсутствует мотивация. В подобной ситуации стимулирование может не только иметь слабый эффект, но и не приносить результатов вовсе. Деньги деньгами, но людям хочется чувствовать себя важными и нужными.
Если вы будете путать понятия стимулирования и мотивации, вы рискуете получить совсем не те результаты, которых вы ожидаете.
Близ дома одного пожилого человека часто собирались дети. Они играли, громко кричали и всегда создавали много шума. Старику это очень не нравилось, и однажды он пригласил этих детей к себе. Дед рассказал детям, как ему нравится, что они играют возле его окна, и он очень любит слушать их звонкие голоса. Каждому ребенку старик пообещал заплатить по 50 рублей, если они согласятся играть и на следующий день. Дети согласились, и на следующий день играли еще веселее и громче. Вечером старик выполнил свое обещание, заплатив каждому по 50 рублей, и пригласил их играть еще, однако на следующий день он заплатил каждому по 25 рублей. А днем позже — по 15 рублей, объяснив это тем, что у него заканчиваются деньги. Старик предложил детям подумать, не согласятся ли они играть за 10 рублей в день? Дети разочаровались и объявили ему, что больше никогда не придут, потому что это не стоит таких денег.
На этом примере мы видим, как внутреннее желание — мотивация, была переведена во внешнее начало — в стимулирование, а затем это стимулирование сократили так, что ради такого маленького вознаграждения люди уже не хотели делать эту работу, в данном случае дети больше не желают играть.
Обратите внимание на различия — мотивация направлена на включение внутренних источников. Если вы хотите стать мощным мотиватором, вам нужно воздействовать именно на эти внутренние источники, дабы ваши сотрудники сами желали делать определенную работу и самостоятельно принимали решения.
Стимулирование широко представлено в российский компаниях в виде модели “кнут и пряник”, и если использовать только эту политику в отношении своего персонала, вы рискуете попасть впросак. Простимулированный сотрудник без мотивации — это бомба замедленного действия. Подчиненный перестанет расти профессионально, фактически станет обузой. Он остается в команде только ради тех самых материальных стимулов (премий, бонусов и т.д.), которыми вы его удерживаете.
Мотивация это нечто большее. Положительно мотивированному работнику не нужно больших материальных благ и вашего личного поощрения — ему достаточно чувствовать себя вовлеченным, причастным к общему делу. Грамотно управляя методами мотивирования персонала, со временем вы получите большую отдачу. Сотрудники заразятся энтузиазмом и начнут самостоятельно предлагать новые способы достижения целей. Стимулирование же эффективно лишь в краткосрочной перспективе. К тому же, вам придется тратить больше сил и денег для регулярного стимулирования.
Вы рискуете оказаться в ситуации, когда ваши стимулированные сотрудники не станут трудиться с должным усердием.
Аккуратно играйте со стимулами, и при этом делайте акцент именно на системе мотивации. Да, это сложно, но в управлении бизнесом важна долгосрочная выгода.
Только мотивация сделает подчиненных эффективными, гибкими и активными. Мотивируйте сотрудников, ставьте новые цели и вы ощутите результат!
Разберитесь, какие ваши действия мотивируют, а какие стимулируют. Главное — соблюсти тонкий баланс.
Если вы совсем откажетесь от стимулирующих факторов, запал у сотрудников быстро иссякнет.
Наступают трудные времена. Возможно, с вами останутся исключительно мотивированные сотрудники, готовые работать на энтузиазме.
Простимулированные, удерживаемые лишь за счет бонусов и надбавок, оставят вас.
Мотивированную команду кризис лишь сплочает и укрепляет. Разговаривайте с сотрудниками, поощряйте их успехи. Докажите, что они важны для вас. Подробнее о тактике работы в кризисные времена читайте здесь
Используйте мотивацию и стимулы эффективно. Экспериментируйте. Не бойтесь пробовать новое.
Эдуард Сайфуллин
Алексей Анкудинов
Директор по продуктам Set